Блог «АйсПромТорг»


Принципы планировки магазина

Очень важно уделить особое внимание планировке торгового зала магазина, как минимум за счёт того, что он является основным инструментом продаж.

 

В основном, владельцам магазинов рекомендуют обновление и реконструкцию помещения, забывая о нюансах автоматизации торговли.

 

Это, безусловно, действенные методы, но без чёткой концепции и продуманной схемы торговых процессов, эти меры не сделают ровным счетом ничего. Разработка концепции продаж и планировка магазина на профессиональном уровне – олицетворяют построение рациональной модели всех процессов торговли, в которой покупатели будут максимально задействованы.

 

О каких принципах идёт речь?

 

В основе планировки торговой площади лежат следующие каноны, которые нельзя игнорировать:

 

  • Сделайте планировку таким образом, чтобы избежать в торговых залах «мертвых зон»;
  • Максимально увеличить количество «горячих зон»;
  • Грамотное регулирование потока покупателей;
  • Функциональность «каждого квадратного метра»
  • Грамотная планировка торгового зала не предполагает заполнение свободного пространства товаром или оборудованием. Каждый метр должен эффективно использоваться и быть максимально функциональным.

 

Для оценки эффективности того или иного варианта планировки, были созданы поэтапные правила. В России пока не представляется возможным рассчитать показатели уровня прибыли на один м2, поскольку макроэкономика крайне нестабильна. Но можно сформулировать факторы, которые влияют на данные показатели:

 

  • Отношение площади подсобных помещений к торговым должно иметь определённое соотношение, при этом подсобные и торговые помещения стоит изолировать друг от друга;
  • Помещения для обработки товара лучше связать с торговыми площадями для обеспечения оптимального пути товаров на прилавки;
  • Зоны разгрузки товаров обязательно должны быть связаны со складами;
  • Склады не должны быть проходными, они должны быть оптимально оборудованы и связаны с помещениями для обработки товаров;
  • Планировка магазина должна позволять покупателям приобретать товары в минимальные сроки. Существуют следующие показатели: свободный доступ к продукции повышает товарооборот до 70%, а плохой обзор и затруднительный доступ могут снизить его в 2 раза. Поэтому перемещение по торговым залам должно происходить свободно. Это будет стимулировать покупателей к совершению спонтанной покупки, а значит может расцениваться как один из методов стимулирования продаж;
  • Весь ассортимент товара, а также их потребительские свойства не должны скрываться от покупателей. Для этого должны быть задействованы все возможные средства: специфические методы продаж, освещение и многое другое. Весьма функционально выделение специального оборудования и зон, где будут представлены новинки или элитные товары. В странах Европы и Северной Америки именно они приносят максимум прибыли;
  • Планировка магазина должна предусматривать безопасность товаров от краж и порчи.

Перевод продуктового магазина в формат самообслуживания: плюсы и минусы

 

Зависит ли эффективность продаж от площади зала?

 

Эксперты уверяют, что коэффициент эффективности эксплуатации общей площади учреждения определяется пропорцией торговой площади к общей. Таким образом в странах Европы и Северной Америки считается наиболее оптимальным соотношение 30% к 70%.

 

В залах нужно разместить секции и отделы, кассовые аппараты и оборудование, при этом необходимо учесть то, что в помещении будет активно реализовываться направленность потока покупателей, а значит необходимо обязательно продумать выходы и входы.

 

Количество входов и выходов напрямую зависит от размеров торговой площади и ее геометрических форм.

 

Квадратное или прямоугольное помещение может быть оборудовано одним входом, шириной до 1 метра, состоящим из одной секции – для небольшого магазина, и не менее 3 – для крупных супер- и гипермаркетов;

Узкое, вытянутое помещение может быть оборудовано двумя проходами в обоих торцах, а кассовая зона – централизована;

В магазинах, где покупатели обслуживают себя сами, количество выходов с кассами должно в 2 раза превышать пропускную способность входа (эти показатели усреднены и каждый конкретный магазин нуждается в конкретных расчетах), например, в Европе рациональным признается использование длинной линии кассовых аппаратов, отделяющих подсобные помещения от торговых площадей.

 

Как лучше всего разделить помещение?

 

  • В торговом зале предусматривают наличие следующих зон:
  • Расчетно-кассовой;
  • Установочной;
  • Свободного перемещения покупателей;
  • Для деятельности персонала, работающего в зале;
  • Для выкладки продукции на витрины.

 

Предназначенная для размещения оборудования зона имеет весьма ответственное значение. Она очерчивается границами витрин, стендов, примерочных и других конструкций.

 

  1. Коэффициент эффективности данной зоны – оценивается из пропорции установочной площади к общей. Оптимальная величина этого показателя различна у магазинов разного профиля:
  2. В универсальных магазинах – 0,29;
  3. В обувных магазинах – 0,33;
  4. В магазинах одежды – 0,28;
  5. В хозяйственном магазине – 0,32.

 

Эти цифры считаются нормативными показателями, и если существует отклонение от них, то владельцам и руководству магазина стоит задуматься о повышении эффективности работы.

 

Если коэффициент завышен, то торговый зал перегружен оборудованием и в нем тесно покупателям. Если коэффициент занижен, то товары представлены плохо и к ним затруднен доступ, и обзор.

 

Сделав несложные расчеты, можно понять какие действия необходимо предпринять, чтобы планировка магазина обеспечивала большую эффективность его работы. Но это лишь одна часть работ. В целом необходима детальная проработка зон, сочетания соседних отделов для навигации и циркуляции покупателей без «мертвых зон». В целом, планировка торговых зон считается отдельным направлением, для которого лучше всего нанять профессионалов.

 

Наша команда «АйсПромТорг» с 2018 года оказывает услугу магазина под ключ, которая помогла ООО «ВкусВилл» и ряду АЗС сэкономить на отделке и оборудовании до 25%.

 

При заказе услуги «Магазин под ключ» вы сэкономите не только на оборудовании и планировке объекта не только средства, но и время.

Айспромторг - о нас

Задавайте вопросы, комментируйте