Принципы планировки магазина
Очень важно уделить особое внимание планировке торгового зала магазина, как минимум за счёт того, что он является основным инструментом продаж.
В основном, владельцам магазинов рекомендуют обновление и реконструкцию помещения, забывая о нюансах автоматизации торговли.
Это, безусловно, действенные методы, но без чёткой концепции и продуманной схемы торговых процессов, эти меры не сделают ровным счетом ничего. Разработка концепции продаж и планировка магазина на профессиональном уровне – олицетворяют построение рациональной модели всех процессов торговли, в которой покупатели будут максимально задействованы.
О каких принципах идёт речь?
В основе планировки торговой площади лежат следующие каноны, которые нельзя игнорировать:
- Сделайте планировку таким образом, чтобы избежать в торговых залах «мертвых зон»;
- Максимально увеличить количество «горячих зон»;
- Грамотное регулирование потока покупателей;
- Функциональность «каждого квадратного метра»
- Грамотная планировка торгового зала не предполагает заполнение свободного пространства товаром или оборудованием. Каждый метр должен эффективно использоваться и быть максимально функциональным.
Для оценки эффективности того или иного варианта планировки, были созданы поэтапные правила. В России пока не представляется возможным рассчитать показатели уровня прибыли на один м2, поскольку макроэкономика крайне нестабильна. Но можно сформулировать факторы, которые влияют на данные показатели:
- Отношение площади подсобных помещений к торговым должно иметь определённое соотношение, при этом подсобные и торговые помещения стоит изолировать друг от друга;
- Помещения для обработки товара лучше связать с торговыми площадями для обеспечения оптимального пути товаров на прилавки;
- Зоны разгрузки товаров обязательно должны быть связаны со складами;
- Склады не должны быть проходными, они должны быть оптимально оборудованы и связаны с помещениями для обработки товаров;
- Планировка магазина должна позволять покупателям приобретать товары в минимальные сроки. Существуют следующие показатели: свободный доступ к продукции повышает товарооборот до 70%, а плохой обзор и затруднительный доступ могут снизить его в 2 раза. Поэтому перемещение по торговым залам должно происходить свободно. Это будет стимулировать покупателей к совершению спонтанной покупки, а значит может расцениваться как один из методов стимулирования продаж;
- Весь ассортимент товара, а также их потребительские свойства не должны скрываться от покупателей. Для этого должны быть задействованы все возможные средства: специфические методы продаж, освещение и многое другое. Весьма функционально выделение специального оборудования и зон, где будут представлены новинки или элитные товары. В странах Европы и Северной Америки именно они приносят максимум прибыли;
- Планировка магазина должна предусматривать безопасность товаров от краж и порчи.
Зависит ли эффективность продаж от площади зала?
Эксперты уверяют, что коэффициент эффективности эксплуатации общей площади учреждения определяется пропорцией торговой площади к общей. Таким образом в странах Европы и Северной Америки считается наиболее оптимальным соотношение 30% к 70%.
В залах нужно разместить секции и отделы, кассовые аппараты и оборудование, при этом необходимо учесть то, что в помещении будет активно реализовываться направленность потока покупателей, а значит необходимо обязательно продумать выходы и входы.
Количество входов и выходов напрямую зависит от размеров торговой площади и ее геометрических форм.
Квадратное или прямоугольное помещение может быть оборудовано одним входом, шириной до 1 метра, состоящим из одной секции – для небольшого магазина, и не менее 3 – для крупных супер- и гипермаркетов;
Узкое, вытянутое помещение может быть оборудовано двумя проходами в обоих торцах, а кассовая зона – централизована;
В магазинах, где покупатели обслуживают себя сами, количество выходов с кассами должно в 2 раза превышать пропускную способность входа (эти показатели усреднены и каждый конкретный магазин нуждается в конкретных расчетах), например, в Европе рациональным признается использование длинной линии кассовых аппаратов, отделяющих подсобные помещения от торговых площадей.
Как лучше всего разделить помещение?
- В торговом зале предусматривают наличие следующих зон:
- Расчетно-кассовой;
- Установочной;
- Свободного перемещения покупателей;
- Для деятельности персонала, работающего в зале;
- Для выкладки продукции на витрины.
Предназначенная для размещения оборудования зона имеет весьма ответственное значение. Она очерчивается границами витрин, стендов, примерочных и других конструкций.
- Коэффициент эффективности данной зоны – оценивается из пропорции установочной площади к общей. Оптимальная величина этого показателя различна у магазинов разного профиля:
- В универсальных магазинах – 0,29;
- В обувных магазинах – 0,33;
- В магазинах одежды – 0,28;
- В хозяйственном магазине – 0,32.
Эти цифры считаются нормативными показателями, и если существует отклонение от них, то владельцам и руководству магазина стоит задуматься о повышении эффективности работы.
Если коэффициент завышен, то торговый зал перегружен оборудованием и в нем тесно покупателям. Если коэффициент занижен, то товары представлены плохо и к ним затруднен доступ, и обзор.
Сделав несложные расчеты, можно понять какие действия необходимо предпринять, чтобы планировка магазина обеспечивала большую эффективность его работы. Но это лишь одна часть работ. В целом необходима детальная проработка зон, сочетания соседних отделов для навигации и циркуляции покупателей без «мертвых зон». В целом, планировка торговых зон считается отдельным направлением, для которого лучше всего нанять профессионалов.
Наша команда «АйсПромТорг» с 2018 года оказывает услугу магазина под ключ, которая помогла ООО «ВкусВилл» и ряду АЗС сэкономить на отделке и оборудовании до 25%.
При заказе услуги «Магазин под ключ» вы сэкономите не только на оборудовании и планировке объекта не только средства, но и время.
Задавайте вопросы, комментируйте